Во всем мире конфликт потребителя с изготовителем, исполнителем или продавцом может быть разрешен судом. Отработанный механизм судебной защиты прав человека, к какой бы сфере жизнедеятельности они ни относились, - один из показателей правового государства. Право на судебную защиту своих интересов предоставлено Законом РФ «О защите прав потребителей» и нам с вами.

защита прав потребителей

Отметим, что российские суды в большинстве случаев весьма успешно справляются с этим относительно новым направлением деятельности, оказывая реальную и весьма ощутимую (в том числе и в денежном выражении) помощь потребителям, которые «решились» отстаивать свои нарушенные права в суде. Слово «решились» здесь используется потому, что у наших сограждан пока еще не выработалась привычка разрешать свои жизненные проблемы с помощью судебных органов. Старшее поколение вообще относится к суду, если не с опаской, то с недоверием. Не будем удивляться, не будем их укорять - тому есть свои причины.

Слишком долго суды в нашей стране работали в основном не для того, чтобы рассудить, а для того, чтобы осудить. К сожалению, не способствуют повышению авторитета российского суда и многие сегодняшние судебные процессы (правда, не по делам о защите прав потребителей), решения по которым заставляют усомниться в собственной защищенности.

Как заявлено в Концепции судебной реформы в Российской Федерации - замечательном документе, утвержденном постановлением Верховного Совета РСФСР еще в 1991 г., но так до конца и не реализованном в нашей стране, только правильная правоприменительная практика исправляет плохие законы и открывает широкий простор хорошим, верно выражающим общественную потребность. Поэтому неудачный процесс - большее зло, нежели злонамеренное право. В процессе обучения по праву встречаются задачи и выполнение контрольных работ в ВУЗе можно доверить нашим профессионалам.

Но в XXI веке такое, без сомнения, не может продолжаться долго. Поэтому всем нам надо учиться жить в правовом государстве, где суд, выступающий гарантом законности и справедливости, независим, свободен от корыстных интересов, политических симпатий, идеологических предубеждений и призван выполнять в государстве ту же роль, что совесть у человека.

Так что же должен знать потребитель, который намерен защищать свои права в суде?

Во-первых, суд вовсе не является последней инстанцией, в которую можно обратиться только после того, как исчерпаны все остальные возможности, предусмотренные Законом РФ «О защите прав потребителей». Совсем необязательно побывать до суда в потребнадзоре, администрации муниципального образования или обществе защиты прав потребителей.
Закон даже не требует, чтобы обращению в суд непременно предшествовала претензия потребителя к продавцу, изготовителю или исполнителю с изложением требований по поводу нарушения его прав.

Представьте, что вы, поверив обещаниям туристической фирмы о великолепном отдыхе на берегу Красного моря в пятизвездочном отеле и не менее великолепной экскурсионной программе, приобрели путевку в Египет. Там вам пришлось провести изнурительно жаркую неделю в номере, лишенном элементарных удобств, не говоря уже о кондиционере и холодильнике. Кроме того, экскурсии предоставлялись за дополнительную плату.

По возвращении домой вам самим решать: встречаться ли с недобросовестным руководством фирмы, испортившей долгожданное путешествие, и предъявлять ему предусмотренные законом требования или сразу обратиться с иском о защите своих прав в суд.
В уже знакомом вам постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. названы только два случая, когда обращению в суд с исковым заявлением обязательно должен предшествовать претензионный порядок урегулирования спора. Это неисполнение или ненадлежащее исполнение оператором обязательств по договору об оказании услуг связи и нарушение прав потребителей по договорам о перевозке пассажиров, багажа, грузов или в связи с буксировкой объекта внутренним водным транспортом.

Во-вторых, исковое заявление о защите прав потребителей может быть подано либо по месту жительства или пребывания потребителя (в гражданском праве он называется истцом), либо по месту заключения или исполнения договора, либо по месту нахождения продавца, изготовителя или исполнителя (он называется ответчиком).

Будет так, как сочтет нужным потребитель. Это означает, что даже если испортившийся тостер был куплен в другом конце России, вам не придется вновь ехать туда для защиты своих прав. Вполне достаточно подать исковое заявление мировому судье своего района. А с иском по поводу неожиданно лопнувшего на волнах черноморского курорта только что купленного надувного матраса, вызвавшего сильный стресс у всей вашей семьи и переполох у спасательной службы, можно сразу обратиться в один из судов г. Сочи.

В-третьих, с иском о защите прав потребителя в суд может обратиться не только сам потребитель, права которого были ущемлены, но и Роспотребнадзор и его территориальные органы, Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии и ее территориальные органы, другие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие в соответствии с законом контроль за качеством и безопасностью товаров, работ и услуг, органы местного самоуправления, а также общественные объединения потребителей. Правда, для этого, как вы уже знаете, необходима письменная просьба потребителя.

Указанные органы и организации наделены также правом подавать иски в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей и в этом случае они могут действовать по собственной инициативе.

В-четвертых, иски о защите прав потребителей не облагаются государственной пошлиной. Это означает, что обращение в суд не связано для вас с дополнительными материальными затратами.
В-пятых, при обращении в суд потребитель вправе потребовать не только возмещения причиненного ему нарушением закона имущественного вреда и понесенных убытков, но и компенсации морального вреда. Продавец, сначала вручивший недоброкачественный товар, а затем категорически отказавшийся выполнить законное требование о возврате денег, испортил вам немало нервов, причинив тем самым моральные страдания; не добавил душевного спокойствия и горе-портной, из- за нерасторопности которого под угрозу было поставлено ваше бракосочетание.

Требование потребителя о компенсации морального вреда может быть удовлетворено только в судебном порядке. Компенсация морального вреда исчисляется в денежном выражении. Может быть, кому-то это покажется странным. Но не будем ханжами - получать деньги приятно всегда и всем. Вот эта «приятность» и призвана хоть в какой-то мере компенсировать причиненную потребителю неприятность.

Размер компенсации определяется судом сугубо индивидуально, с учетом характера причиненных нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости. Причем размер такой компенсации, и об этом специально сказано в постановлении Пленума, не зависит ни от размера возмещаемого материального вреда, ни от подлежащей взысканию неустойки.

И, наконец, в-шестых, суд обязательно оштрафует вашего обидчика за отказ от добровольного удовлетворения законных требований потребителя (если, конечно, до обращения в суд вы безуспешно пытались разрешить конфликт миром). Это произойдет, даже если в исковом заявлении об этом не сказано ни слова, поскольку взыскание такого штрафа - не право, а закрепленная в законе обязанность суда.

Размер штрафа будет равен 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, включая размер компенсации морального вреда. Не только полезно, но и приятно будет узнать, что за свое упрямство изготовитель (исполнитель, продавец) дорого поплатится. Судите сами: допустим, что мастерская по ремонту обуви потеряла ваши новые зимние сапоги, на которые надо было поставить профилактические наклейки против скольжения.

По закону она должна добровольно вернуть вам их двукратную стоимость (например, 5000 рублей х 2 = 10 ООО рублей) и внесенную вами сумму за ремонт (например, 400 рублей), то есть 10 400 рублей.

Если исполнитель этого не сделает; и вы вынуждены будете обратиться в суд, то по его решению мастерской придется заплатить вам те же 10 400 рублей, плюс возместить понесенные вами убытки (расходы на транспорт; потери, связанные с необходимостью взять на два дня отпуск без сохранения заработной платы для посещения юридической консультации и подготовки материалов для обращения в суд и т.д.), которые составят, например, 2000 рублей, оплату услуг адвоката (приблизительно 5000 рублей) плюс компенсацию морального вреда (предположим, что суд, а он редко бывает щедр к потерпевшим, назначит ее в сумме 3000 рублей), всего 20 400 рублей. И еще половина этой суммы, то есть 10 200 рублей будут взысканы в виде штрафа. Итого: 30 600 рублей вместо первоначальных 10 400 рублей. Здесь уместно процитировать специально для исполнителя известный слоган: «Почувствуйтеразницу».

Причем согласно постановлению Пленума (это оказалось и для меня полной неожиданностью) штраф взыскивается не в доход государства, как было раньше и что с юридической точки зрения являлось совершенно правильным, а почему-то в пользу потребителя. Так что, хотите верьте, хотите - нет, но вся эта сумма достанется вам.

3 Комментариев к “Защита прав потребителей в суде”

  1. Татьяна

    Эти законы наработают. Мало того ещё и причиняю материальный и моральный вред. Несмотря на то что мои права нарушены неоднократно суд присудил мне огромную сумму расходов и ещё хранение

    Ответить
    • Давид

      К сожалению в РФ суды, включая Верховный, где за взятку кассационные и надзорные жалобы рассматриваются не судьями, а вспомогательным персоналом, «НЕЗАВИСИМЫ» от Закона и Конституции РФ

      Ответить

Оставить комментарий

  • (Не публикуется)