Право на потребительское просвещение можно определить как право каждого из нас знать о своих потребительских правах и способах их защиты. Читая эту книжку, вы уже практически реализуете данное право.

Понятие потребительское просвещение

Ознакомившись с ее содержанием, вы получите мощное «оружие» в борьбе за свои права как потребителя товаров, работ и услуг - знания. Это универсальный инструмент, которым можно пользоваться на протяжении всей жизни и в любой ситуации. Торговля и платные медицинские услуги, прачечные и автосервис, страховые услуги и спортивные состязания, поездка автобусом, поездом, теплоходом и телефонная связь, концерты, театральные представления и иные культурные мероприятия, отдых у моря и экскурсионный тур - все это и многое другое должно работать по Закону РФ «О защите прав потребителей».

Человек, который знает свои права, уже защищен. И чем раньше будут получены такие знания, тем лучше для каждого из нас. Ведь в отношения, регулируемые Законом «О защите прав потребителей», каждый человек вступает гораздо раньше, чем в любые другие правоотношения. И поступление на работу, и занятие бизнесом, и вступление в брак, и участие в выборах предполагают достижение определенного возраста. А за хлебом или молоком в ближайший магазин нередко ходят и первоклассники. Они же при необходимости могут купить себе ручку или тетрадь, шоколадку или жвачку, оплачивают проезд до школы в трамвае или автобусе, то есть тоже являются потребителями.

Именно поэтому еще в 1996 г. в Законе появилось подробное описание того, что и как необходимо сделать, чтобы любой гражданин страны мог свободно получать такие знания. Было принято единственно правильное решение: изменить государственные образовательные стандарты, чтобы наряду с математикой, физикой, литературой и другими традиционными дисциплинами в них появился новый курс: «Основы потребительских знаний». Предполагалось, что нельзя считать человека образованным, если он не имеет понятия о потребительском законодательстве и об основах потребительской политики. Для изучения этого курса на всех ступенях образовательного процесса - от начальной школы до высшей - специалисты начали разрабатывать тогда программы, учебники, методические рекомендации и наглядные пособия.

К сожалению, этим дело и закончилось. Вопреки прямому указанию закона даже сегодня в России существует не так уж много школ, колледжей и вузов, где давались бы необходимые каждому потребительские знания. В России много и вполне обоснованно говорят о правовом нигилизме, который мешает построению правового государства. Однако данное требование закона игнорируется не нерадивым или несознательным населением, а самим государством, которое по непонятным причинам не дает своим гражданам столь важные для каждого человека знания. А ведь школьник или студент, получивший такие знания, помимо несомненной пользы для себя мог бы стать важным источником потребительской информации для взрослых членов семьи. Написание курсовых работ - дело техники.

Впрочем, законом предусмотрены и в жизни осуществляются специальные способы ликвидации потребительской неграмотности для взрослого населения страны. Это постоянные рубрики в газетах и журналах, передачи по радио и телевидению, лекции, беседы, конкурсы для знатоков своих потребительских прав и даже праздники потребителей, проводи¬мые в разных городах. Большая работа по информированию населения и пропаганде правовых знаний в сфере защиты прав потребителей ведется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и его территориальными органами.

Самый же простой и экономичный способ получения потребительских знаний - это приобретение брошюрки с текстом Закона РФ «О защите прав потребителей». И сделать это можно не только в любом книжном магазине, но и в киосках «Роспечати». А теперь вспомните, есть ли этот законодательный документ в вашем доме? Прочитали ли вы его? И что мешает вам это сделать?

Оставить комментарий

  • (Не публикуется)