Право потребителя на информацию означает право каждого из нас знать не только о товаре, работе и услуге, но и об изготовителе, исполни¬теле и продавце все, что позволит сделать  правильный выбор и реализовать задуманное.

Плохой товар не нужен никому. И это - аксиома. Но и среди хороших товаров потребителю бывает непросто сориентироваться, и чем больше на прилавках разнообразных товаров, тем сложнее эта задача. Каждый покупатель стремится найти не просто качественный товар, но тот, который полностью соответствует именно его запросам и требованиям. В этом поиске, в выборе нужного товара никому не обойтись без самой разной, но одинаково необходимой для потребителя информации.

Потребитель имеет право на достоверную информацию о товаре

Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя наименование своей организации, место ее нахождения и режим работы. Индивидуальный предприниматель должен представить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании органа, который его зарегистрировал. Если это подлицензионная деятельность или исполнитель имеет государственную аккредитацию, потребитель вправе знать номер лицензии или свидетельства, срок их действия и наименование органа, выдавшего лицензию или свидетельство об аккредитации.

Такая информация должна быть доведена при приобретении товара (работы, услуги) любым способом, обычно используемым в данной сфере обслуживания. Например, информация об изготовителе холодильника обычно находится в определенном месте в технической документации или в инструкции по эксплуатации, а, к примеру, макаронная фабрика может указать необходимые сведения о себе прямо на упаковке своего продукта.

Продавец и исполнитель размещают основную информацию о себе на вывеске, данные же о наличии лицензии или о государственной аккредитации-в специальном месте (например, в регистратуре медицинского центра или в приемной комиссии учебного заведения, оказывающих медицинские и образовательные услуги соответственно)

Основная информация об изготовителе (исполнителе, продавце) должна быть доведена до сведения потребителей и в тех случаях, когда торговля, бытовое и иные виды обслуживания осуществляются вне постоянно-го места нахождения продавца или исполнителя (на ярмарках, во временных помещениях, с лотков и т.п.). Доверьте решение контрольных работ нашим профессионалам.

Важнейшим условием, обеспечивающим возможность правильного выбора товара (работы, услуги), является достоверная информация о них. Закон дает подробный перечень обязательных сведений о товарах, которые должны представить покупателю изготовитель, исполнитель и продавец:

Список обязательных сведений на товар:

  • наименование технического регламента или иное обозначение, установленное законодательством о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара;
  • сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг);
  • в отношении продуктов питания: сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе их изготовления пищевых и биологически активных добавок, информация о наличии компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более 0,9%), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях (перечень таких товаров утверждается Правительством РФ);
  • цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), а в случае предоставления кредита его размер, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;
  • гарантийный срок, если он установлен;
  • правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
  • информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
  • срок службы или срок годности товаров (работ), а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении этих сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
  • адрес (место нахождения) и наименование изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;
  • информацию о подтверждении соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, если на данный товар установлены такие требования);
  • информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
  • указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);
  • указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.

Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация и об этом.

Сравнительный анализ законодательных перечней информации, которая обязательно должна предоставляться потребителю, в первой и в действующей редакциях Закона РФ «О защите прав потребителей» показывает, что за двадцать лет он стал более чем в два раза длиннее, а формулировки многих традиционных пунктов - уточнены и детализированы. Но критиковать увеличение объема законодательного акта в данном случае нет оснований, поскольку изменения эти направлены исключительно на усиление защищенности потребителей. С другой стороны, практика свидетельствует, что наиболее распространенным нарушением прав всегда было и остается именно отсутствие полной и достоверной информации для потребителей (например, в 2011 г., по данным Управления Роспотребнадзора по Ростовской области, оно составило 29,62% всех правонарушений).Одной из причин такого положения наряду с недобросовестностью изготовителей, исполнителей и продавцов, несомненно, является не осведомленность о собственных правах и пассивность самих потребителей. Чем не повод в очередной раз задуматься о том, что ваше счастье - в ваших руках?

Вся информация должна предоставляться потребителю в наглядной и доступной форме и непременно на русском языке, а для импортных товаров - в русском переводе. Наличие информации (например, инструкция по эксплуатации, гарантийный талон) только на иностранном языке расценивается как непредставление информации вообще или, что то же самое, нарушение права на информацию.

И еще один важный момент. Любая необходимая информация об изготовителе, исполнителе и продавце, так же как о товарах, работах и услугах, должна представляться потребителю независимо от того, при-обрел ли он уже тот или иной товар или только намеревается сделать это в будущем.
Об этом редко задумываются, но неуклонное соблюдение изготовителями, исполнителями и продавцами рассматриваемого права вырабатывает у потребителей привычку доверять информации о товарах и услугах, что, в свою очередь, не только позволяет правильно распределить семейный бюджет и свободное время, не только формирует уверенность в собственной безопасности и безопасности своих детей, но и делает жизнь 6олее комфортной и спокойной, улучшает нравственный климат в обществе в целом.

Оставить комментарий

  • (Не публикуется)