Понятие общения
Перцептивная сторона общения - восприятие и познание друг другом партнерами по общению, установление на этой основе взаимных отношений. Интерактивная сторона общения - организация взаимодействия между партнерами по общению.
Коммуникативная сторона общения - обмен информацией и выбор адекватных средств.
Атрибуция каузальная - интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей.
Социальная перцепция - процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумеваются люди, группы, большие социальные общности.
Среди функций общения можно выделить следующие
- контактная функция - установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений;
- информационная функция - обмен сообщениями, мнениями, решениями, эмоциями;
- побудительная функция - стимуляция активности партнера для направления его к выполнению определенных действий;
- координационная функция - взаимное ориентирование и согласование действий в процессе выполнения совместных действий;
- функция оказания влияния - изменение эмоционального состояния, убеждений и поведения партнера по общению.
Модель коммуникации, в которой участвуют два человека можно представить следующим образом:
Канал передачи сообщений (вербальный, невербальный, письменный) В общем виде, в ситуации общения можно выделить следующие компоненты: Участники - люди, участвующие в процессе коммуникации в роли отправителей и получателей сообщений.
- Контекст - физическое, социальное, историческое, психологическое и культурное окружение, в котором осуществляется процесс коммуникации.
- Физический контекст - местоположение, условия окружающей среды (температура, освещение, уровень шума), физическое расстояние между участниками и время суток.
- Социальный контекст - назначение события, а также уже существующие отношения между участниками.
- Исторический контекст - связи, сформированные между участниками в предыдущих коммуникационных эпизодах и влияющие на понимание в текущей ситуации.
- Психологический контекст - настроения и чувства, которые каждый участник привносит в общение.
- Культурный контекст - убеждения, ценности, отношения, социальная иерархия, религиозные установки, роли групп и понятие о времени.
Г.М. Андреева рассматривает структуру общения как три взаимосвязанных уровня: коммуникативная, интерактивная, перцептивная. Охарактеризуем каждый уровень, начиная с коммуникативного уровня общения.
Похожие материалы:
Оставить комментарий