Реализация инноваций сопряжена со значительными издержками. Все затраты, понесенные при внедрении инноваций, дифференцируются на две категории: инвестиционные (допроизводственные) и текущие (произ­водственные).

Если текущие издержки возмещаются из дохода, получае­мого фирмой при продаже инновационной продукции, то инвестиционные вложения возмещаются из чистой прибыли, остающейся после налого­обложения. Вследствие этого скорость окупаемости инвестиций непос­редственно зависит от прибыльности продаж инновационной продукции.

В общем виде динамика инновационного процесса иллюстрируется схемой Миккельсона (рис. 7), где отражены инвестиционные вложения в этапы инновационной деятельности допроизводственной фазы и кривая жизненного цикла инновации, дополненная кривой текущих затрат и кривой прибыли.

Схема полного инновационного цикла

Рис. 7 Модифицированная схема полного инновационного цикла

Vp - объем реализации инновационной продукции;

С - текущие затраты на выпуск продукции;

Пр - прибыль от продажи.

Учитывая изложенное, данная схема должна быть дополнена двумя ключевыми точками

  • точкой безубыточности, когда объемы продаж полностью покрывают текущие издержки (1),
  • точкой окупаемости инвестиций (3).

Если точка безубыточности формируется в момент перехода кривой прибыли из области убытков в область прибыли, что свидетельствует о наличии спроса на инновационную продукцию, то точка окупаемости инвестиций формируется тогда, когда площадь криволинейной трапеции, ограниченной кривой прибыли, сравняется с площадью до производственных инвестиций. Чистая прибыль от инвестиционных вложений в инновации начинает поступать только после окупаемости этих вложений.

Такая специфика финансового аспекта инновационной деятельности предъявляет особые требования ко времени как фактору конкурентоспособности. Если инновация достаточно уникальна и конкуренты в течение времени окупаемости инвестиций в эту инновацию не могут предложить рынку существенную альтернативу, то фактор времени не столь актуален как в противном случае. Если же конкуренты оперативно реагируют на каждый новый продукт на рынке и своевременно предлагают рынку альтернативу до момента окупаемости первой инновации, то фирма, реализующая первую инновацию, вероятно, будет потеснена конкурентами и понесет ущерб в форме упущенной выгоды, что, в свою очередь, еще более продлит срок окупаемости этой инновационной продукции.

В целях продления жизненного цикла инноваций в таких случаях прибегают к расширению номенклатурного перечня своей продукции за счет модификации этой инновации, а в дальнейшем - за счет ее модернизации.

Кейс 5. Рассчитать эффект и эффективность инвестиционного проекта по внедрению инноваций при следующих условиях:

  • в первый год инновационной деятельности затраты на стратегический маркетинг составили 100,0 тыс. руб.;
  • во второй год затраты на НИОКР составили 1400,0 тыс. руб.;
  • в третий год затраты на ОТПП составили 2000,0 тыс. руб.

Доходы от продажи инновационной продукции начинают поступать на четвертый год инновационного цикла, и прибыль распределена по годам следующим образом:

  • 4-й год -10,0 тыс. руб.,
  • 5-й год - 500,0 тыс. руб.,
  • 6-й год- 3000,0 тыс. руб.,
  • 7-й год - 5000,0 тыс. руб.;
  • инфляция 8%.

Решение данной задачи осуществляется методами инвестанализа.

1. Стоимость инвествложений, приведенных к текущему моменту, составит:

urav432 решение кейса 5

Полученные данные свидетельствуют об экономической и финансовой целесообразности инвестиционных вложений в инновации, и управленческое решение по реализации этих инноваций должно быть принято положительное.

Задание: рассчитать эффект и эффективность инвестиционного проекта по внедрению инноваций при следующих условиях:

в первый год инновационной деятельности затраты на стратегический маркетинг составили 300,0 тыс. руб.;

во второй год затраты на НИОКР составили 1600,0 тыс. руб.;

в третий год затраты на ОТПП составили 1900,0 тыс. руб.

доходы от продажи инновационной продукции начинают поступать на четвертый год инновационного цикла, и прибыль распределена по годам следующим образом: 4-й год - 50,0 тыс. руб., 5-й год - 350,0 тыс. руб., 6-й год - 2700,0 тыс. руб., 7-й год - 4300,0 тыс. руб.; -инфляция 10%.

 

Оставить комментарий

  • (Не публикуется)