Бенчмаркинг представляет собой восприятие и внедрение передового производственного опыта лидеров рыночных сегментов соответствующих отраслей экономики.В зависимости от специфики производства и уровня развития производственных отношений бенчмаркинг может быть ориентирован на технико-технологический аспект производства либо на организационно-технологический, который не исключает и коммерческо-сбытовой, и/или маркетинговый.

Существует ряд легитимных способов передачи технологий

  • лицензии,
  • франчайзинг,
  • совместные разработки,
  • перекрестное финансирование,
  • формирование производственных альянсов на единой или сходной технологической платформе.

При этом первые два вида передачи технологий относятся к коммерческому способу, остальные - к организационному.

Существуют также способы самостоятельного внедрения передового опыта: легитимное и нелегитимное копирование. Нелегитимное копирование в настоящее время является одной из существенных проблем современной рыночной экономики и процветает преимущественно в странах Юго-Восточной Азии. Такой способ подрывает основы цивилизованного рынка и является предметом рассмотрения этих проблем на межгосударственном уровне.

Легитимное самостоятельное внедрение передового опыта обычно применяется в странах, где имеется достаточно развитая научно-исследовательская база. При этом поскольку стадии НИОКР и ОТПП для своей реализации требуют времени, то одним из необходимых условий успешного внедрения передового опыта является формирование опережающих баз сравнения.

Для оценки тех или иных параметров, которые будут определять конкурентоспособность продукции в будущем, следует знать темп их изменения за определенный период. Такое знание дает возможность на уровне технического задания (ТЗ) сформулировать требования к будущему перспективному изделию. Чаще всего повышение тактико-технических характеристик (ТТХ) перспективных моделей в экономике достигается экстенсивными или интенсивными методами. Интенсивный подход обычно требует инновационных решений. При экстенсивном подходе могут возникать противоречивые требования. Например, повышенная мощность и скорость перспективной марки автомобиля экстенсивно может быть достигнута за счет увеличения объема камеры сгорания.

Это, в свою очередь, повлечет за собой больший расход топлива (в ущерб требованию экономичности), повышение уровня шума (в ущерб требованию эргономичности), росту уровня выброса СО, С02 (в ущерб требованию экологичности).

При значительном увеличении мощности (например, для «тяжелой техники» и самолетов) существенно изменяется режим работы и нагрузки механизмов и агрегатов. Это опять же требует либо экстенсивного подхода - наращивания массы наиболее нагруженных деталей, узлов, механизмов и агрегатов (что может «съесть» весь эффект от увеличения мощности, оставив проблемы экономичности, экологичности и т.п.), либо интенсивного - применения других конструкционных материалов (более легких и прочных) и инновационных технологий их обработки.

Так, применение сплавов на основе цветных металлов (Тх, XV, Сг, №, М§, Мо, Ра и пр.) и композитных материалов (в том числе полученных с применением нанотехнологий) позволяет существенно сэкономить массу конструкции, повысить ее износостойкость и надежность, но существенно удорожает изделие, что ограничивает коммерческий спрос не него.

Повышенные ТТХ при интенсивном подходе достигаются не только за счет конструкционных материалов, но и благодаря более высокой точности изготовления деталей. Повышение квалитета и класса точности обработки и изготовления деталей также существенно удорожает конструкцию за счет применения более квалифицированного, а следовательно, более дорогого труда рабочих, что с коммерческой точки зрения не всегда выгодно. Следовательно, каждая модель, принятая к производству, всегда является компромиссом неоднозначных решений.

Понимание этого предъявляет повышенные требования к способу мышления менеджера, занимающегося инновациями. Монокритериальный подход в таких случаях не только бесперспективен, но нередко и контрпродуктивен.

Опережающих баз сравнения по каждому из ключевых параметров, определяющих качество и конкурентоспособность перспективной продукции, должно быть несколько. Более того, все они должны быть ранжированы по степени важности и каждой из них следует присвоить свой весовой функционал. На основе этих функционалов осуществляется сопоставительный анализ на предмет, чем готовы заплатить (а порой что готовы ухудшить) за достижение тех или иных преимуществ.

Формирование опережающих баз сравнения осуществляется на основе метода трендовой экстраполяции, который, в свою очередь, основан на анализе временных рядов, достаточно широко применяемых в математической статистике.

Кейс 6. В шестом технологическом укладе (теория технологических укладов Й. Шумпетера основана на динамике длинных экономических циклов (К-волн) Н. Кондратьева) все большую актуальность приобретает малая авиация как альтернатива индивидуальному автотранспорту. В целях обеспечения стратегической конкурентоспособности экономики будущего необходим задел конструкторских разработок в этой области («кривая накопленного опыта»).

Требуется сформировать опережающую базу сравнения к 2030 г. по такому ключевому параметру, определяющему качество летательного аппарата (ЛА), как удельная нагрузка на крыло, если известны соответствующие значения этого параметра за ряд лет ведущих мировых авиастроителей для данного класса ЛА (табл. 5).

 

Динамика параметров, определяющих качество летательного аппарата,по годам

Параметры

1980

1985

1990

1995

2000

2005

2010

Итого

Удельная нагрузка на крыло VI, кг/м2

229,0

281,0

316,0

342,0

387,0

405,0

435,0

2395,0

Приведенныйвременной

ряд,

-3

-2

-1

0

1

2

3

0

Произведениепараметров

687,0

562,0

316,0

0

387,0

810,0

1305,0

937,0

 

2. Для определения коэффициентов уравнения тренда требуется вычислить их значения:

а = ЕУ./п = 2395,0/7 = 342,14;

Ь = XV. 1 / 812 = 937,0 /28 = 33,46.

3. Таким образом, уравнение тренда с вычисленными коэффициентами имеет вид: V = 342,14 + 33,46 х I

Решение 1. Как видно из стохастического ряда, значение искомого параметра нарастает линейно (рис. 8): V = а + Ъх 1.

Динамика роста значения искомого параметра

4. В этом случае прогнозное значение искомого параметра к 2030 г. (то есть через три периода) при условии сохранения существующего тренда составит: У2030=342,14 + 33,46 х 3 = 442,52 (кг/м2).

5. Погрешность расчетной оценки определяется с применением формулы среднеквадратичного отклонения. В данном примере погрешность сделанного прогноза (с доверительной вероятностью а = 0,95) составляет:
_ 79,76 (кг/м*).

где п - количество наблюдении, р - количество неизвестных в уравнении.

Конечно, значение погрешности достаточно велико (составляет 23% от среднего по данному тренду, или 18% от прогнозного значения искомого параметра), что объясняется относительно высокими темпами роста значений исследуемого показателя (порядка 29,4 [кг/м2] (435,0 - 229,0) / 7, или 17,2% в декаду). Тем не менее значение рассчитанной погрешности может быть использовано для определения границ допуска соответствующих значений исследуемого параметра.

Оставить комментарий

  • (Не публикуется)