Теория межличностных потребностей
В социальной психологии, социологии существует множество подходов, высказывающих собственную позицию в отношении типов взаимодействия. Отчего зависит, будем ли мы вступать в отношения с другим человеком? Почему некоторые отношения не заходят дальше определенной границы или вовсе ухудшаются?
Теория межличностных потребностей
Она предполагает, что установление, развитие, поддержание отношений зависит от того, насколько участники отвечают межличностным потребностям каждого в любви, присоединении и контроле над ситуацией (Шац).
Теория обмена (Джон Тибо и Гарольд Келли)
Они понимают взаимодействие людей с точки зрения обмена вознаграждениями (желательные результаты взаимоотношений) и издержками (нежелательные результаты), возникающими во время взаимодействия людей.
Другой подход к проблемам восприятия связан со школой так называемой «транзактной психологии». Ее суть в том, что всякая перцепция есть обмен или взаимодействие (транзакция) между воспринимающим и воспринимаемым. Фиксируя активное участие субъекта восприятия в транзакции, авторы этой идеи подчеркивали роль ожиданий, желаний, намерений, прошлого опыта субъекта как специфических детерминант перцептуальной ситуации. Учет этих обстоятельств важен для процесса общения.
Перцептивная сторона общения выступает как обязательная составная часть общения, так как взаимодействие с другим человеком осуществляется под влиянием нашего восприятия. Наше социальное восприятие определяет множество факторов, среди которых, эффект ореола, эффект новизны, стереотипы, каузальная атрибуция.
Так, например, эффект ореола - это формирование специфической установки в отношении человека через приписывание ему определенных качеств. Так, общее благоприятное впечатление скорее всего приведет, к позитивным оценкам неизвестных качеств воспринимаемого. Соответственно, общее неблагоприятное впечатление способствует формированию негативных оценок личности.
Другой эффект, эффект новизны, заключается в том, что в ситуациях восприятия знакомого человека последняя, т.е. более новая, информация оказывается более значимой. В более широком понимании эти эффекты можно рассматривать как проявления особого процесса, который сопровождает восприятие человека человеком. Он получил название «стереотипизации». Впервые термин «социальный стереотип» ввел У. Липпман в 1922 г., понимая под ним негативный феномен, связанный с ложностью и неточностью представлений. Таким образом, стереотипы - упрощенные и стандартизированные характеристики или ожидаемое поведение членов определенной группы.
В нашем обществе наиболее распространенными являются этнические, гендерные и возрастные стереотипы. Стереотипы выполняют двоякую функцию: с одной стороны, они призваны поддерживать порядок в обществе. Так, опираясь на стереотипы, мы упрощаем процесс познания другого человека. С другой, стереотипы могут привести к предубеждениям и дискриминации. Происходит это в случае, если суждение строится на прошлом опыте, который имеет негативное содержание. Тогда новое восприятие представителя той же самой группы может быть не-приязненным. В этом случае возникает необходимость совершенствования социального восприятия.
Похожие материалы:
Оставить комментарий