Сэмпсон предлагает список положительных и отрицательных невербаль­ных сигналов, которые может использовать человек, выступающий с докладом (таблица).

Положительные сигналы помогаю установить контакт с аудиторией, быть более убедительным, сделать восприятие материала более интересным и, следовательно, эффективным. Отрицательные сигналы, напротив, «выдают» неуверенность докладчика и, не только не способствуют налаживанию контакта с аудиторией, но могут «настроить» слушателей против докладчика.

Семинарские занятия, отведенные для изучения темы, целесообразно проводить в форме тренинга, с использованием деловых и ролевых игр, мозговых штурмов, кейсов. В итоге студенты получают представление о том, что такое конструктивное и неконструктивное психологическое воздействие в деловых коммуникациях, получают навыки ассертивного поведения, учатся различать манипулятивное и неманипулятивное влияние, анализируют способы противостояния манипуляциям. Практикум по данной теме содержит задания, которые можно предлагать на самостоятельное изучение, поскольку большинство заданий имеют комментария.

Информация всегда меняется в процессе коммуникации, так как преломляется через ряд фильтров и барьеров.

Как известно, мы общаемся при помощи вербальных (слова) и невербальных (мимика, жесты, поза, интонации, дистанция) средств. При этом стоит обратить внимание именно на невербальные средства, так как при помощи них мы передаем до 80% информации. Другими словами, наш собеседник обращает внимание не только на то, что мы говорим, но и как мы говорим. Мы можем вербально выражать одобрение по поводу какого-либо делового предложения, но наши интонации, например, будут «выдавать» нашу (на самом деле) негативную оценку.

Оставить комментарий

  • (Не публикуется)