Лекция №15. Социальное партнерство в сфере труда. Понятие, стороны, представительство сторон.
Тема IV. Социальное партнерство в сфере труда
Модели социального партнерства:
- Американская
- Немецкая
- Скандинавская
- Российская
Ст. 23 ТК определяет социальное партнерство как систему взаимодействия работников, работодателей, представителей работников, работодателей и государства для достижения социального мира. Результат такого взаимодействия—акты-соглашения, которые в той части, которая устанавливает нормативные положения, являются источником трудового права.
Поэтому социальное партнерство можно определить и как механизм регулирования отношений в сфере труда и как способ согласования интересов различных субъектов при разрешении возникающих противоречий и предотвращения конфликтов в сфере труда. Социальное партнерство—это институт трудового права, одна из составляющих методов трудового права, принцип трудового права, закрепляемый ст. 2 ТК.
Когда вы трудитесь на работе и вам срочно нужна презентация, заказать ее у нас - лучший выход из положения.
Социальное партнерство через сотрудничество и взаимные уступки призвано обеспечить:
- баланс интересов работников, работодателей и государства;
- политическую стабильность;
- развитие экономики;
- повышение социальной защищенности работников.
Правовую основу социального партнерства составляют:
- международно-правовые акты, конвенции МОТ №98 «О праве на организацию и ведение переговоров»; № 87 «О свободе ассоциаций и защите права на организацию»; № 135 «О представителях трудящихся» 1971 г; декларация МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда».
- Трудовой кодекс, раздел 2, ст. 133-1 в редакции от 20 апреля 2007 г; ФЗ «О занятости», «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности», от 19 января 1996 г, «Об объединениях работодателей», «О российской трехсторонней комиссии» от 1 мая 1999 г.;
- Региональные законы; закон от 19 июня 1998 г. «О социальном партнерстве», от 23 июля 2004 г. «Об областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».
Основные принципы социального партнерства предусмотрены ст. 24 ТК. Стороны социального партнерства: работники, работодатели, органы исполнительной власти и местного самоуправления могут быть стороной социального партнерства, если выступают в качестве работодателей. Органы исполнительной власти и местного самоуправления могут выполнять в социальном партнерстве и другие функции:
- Представительство по уполномочию работодателя (ст . 34 ТК)
- Посредничество при разрешении конфликтов (ст. 407 ТК)
- Защита интересов государства и муниципальных образований (ч.5, 6 ст. 412 ТК)
- Координация совместных действий социальных партнеров и осуществление контроля за принимаемыми ими обязательствами (ч. 3 ст. 43)
Стороны (работники, работодатели) осуществляют свои полномочия через представителей.
Работодателя представляют на локальном уровне: руководитель организации, индивидуальный предприниматель, либо уполномоченные ими по доверенности или приказу.
На иных уровнях социального партнерства:
- Соответствующее объединение работодателей (ч.3 ст.33 ТК, ФЗ «Об объединении работодателей»), некоммерческие организации, объединения на добровольной основе работодателей для представительства и защиты их прав.
- Органы исполнительной власти и местного самоуправления в отношении государственных и муниципальных учреждений и других бюджетных организаций.
Работников представляют на локальном уровне:
- Первичные профсоюзные организации и их органы (ч. 1 ст. 30 ст. 29 ТК)
- Иные непрофсоюзные представители, представительный орган, который избирается из работников данного работодателя при отсутствии профсоюзной организации или если ни одна из имеющихся профсоюзных организаций не объединяет более ½ работников и не уполномочена на представительство.
На иных уровнях социального партнерства их представляют соответствующие объединения профсоюзов, ст.29 ТК.
Работодатели обязаны создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников (ст. 32, 377 ТК, ст.283 закона «О профсоюзах»). Для защиты представителей от возможных преследований со стороны работодателей Трудовой кодекс устанавливает дополнительные гарантии (ст. 39, 171, 172. 374, 375, 405 ТК).
Похожие материалы:
Оставить комментарий