Разбор делового общения
Изучение темы в рамках семинарских занятий стоит проводить в виде тренинга с применением деловых и ролевых игр, кейсов, метода мозгового штурма.
По итогам занятий участники приобретают знания о видах психологического воздействия в процессе делового общения (конструктивном, неконструктивном), получают навыки ассертивного поведения, учатся определять и предупреждать манипулятивное воздействие в общении. Практические занятия по данной теме содержат задания с подробными инструкциями к выполнения, что позволяет предоставить их к самостоятельному ознакомлению.
Основные категории делового общения
Деловое общение - особая форма взаимодействия людей в процессе трудовой деятельности, позволяющая эффективно организовать и оптимизировать деятельность, обмен информацией и опытом. Предметом данного общения является дело.
Коммуникативная компетентность менеджера – это система знаний, умений и навыков, значащих для эффективного осуществления деловых коммуникаций.
Психологическое влияние - воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей исключительно посредством психологических вербальных, невербальных или паралингвистических средств.
Противостояние влиянию - это сопротивление воздействию другого лица с помощью психологических средств.
Инициатор влияния - участник взаимодействия, который первым пытается повлиять на партнера по общению любым из известных (или неизвестных) способов.
Адресат влияния - тот из участников взаимодействия, на кого направлена первая попытка влияния.
Психологически конструктивное влияние - это влияние, соответствующее трем пунктам:
- не наносит ущерб личности участников взаимодействия и самих отношений,
- является психологически корректным (грамотно, безошибочно),
- удовлетворяет потребности всех участников взаимодействия.
Рекомендации в деловом общении
Деловое общение обладает определенными особенностями, которые отличают его от повседневных обыденных коммуникаций. Успешность в деловом общении подразумевает наличие определенной коммуникативной компетентности, которая предполагает наличие следующих умений:
- - умение слушать собеседника;
- - умение понять собеседника;
- - умение грамотно выражать свои мысли и чувства;
- - умение действовать в соответствии со своим пониманием.
Коммуникативное знание содержит в себе знания о сути общения, его видах, закономерностях и стадиях развития; о существующих средствах и приемах коммуникаций, их особенностях, возможностях и ограничениях. Кроме общих знаний, компетентность дает возможность оценить степень развития собственных коммуникативных умений и способностей.
Эффективный в общении человек при осознанном использовании средств психологического влияния, понимает степень и направленность воздействия конкретных средств на сознание собеседника. На современном этапе в связи со снижение формальной регламентированности обстановки делового общения, возникают проблемные вопросы в рамках индивидуального психологического влияния.
При наличии множества разнообразных попыток классифицировать виды влияний и приемов противодействия им, наиболее полной представляется классификация Е.В. Сидоренко.
Похожие материалы:
Оставить комментарий