Федеральный закон Российской Фе­дерации «О техническом регулировании» устанавливает следующие принципы стандартизации:

1.      Принцип «добровольного применения стандартов» означает, что со стороны государства должны отсутствовать претензии к составу и уровню по показателям качества продукции и услуг. Исключение составляют требования по безопасности, но они устанавливаются техническими регламентами.

2. Принцип «максимального учета при разработке стандартов за­конных интересов заинтересованных лиц» (сбалансированность интересов сторон) предусматривает необходимость нахождения компромисса между желаниями приобретателя и возможностями разработчика и изготовителя, т. е. необходимость оптимизации уровня качества продукции и услуг при условии их высокой конкурентоспо­собности. Участники работ по стандартизации, исходя из возможностей изготовителя продукции и исполнителя услуги, с одной стороны, и требований потребителя — с другой, должны найти консенсус. Под консенсусом понимается общее согласие, т. е. отсутствие возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, стремление учесть мнение всех сторон и сблизить несовпадающие точки зрения. Консенсус не предполагает полного единодушия.

3. Принцип «применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением слу­чаев, если такое применение признано невозможным из-за несоответ­ствия требований международных стандартов климатическим и гео­графическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения» способствует укреплению тенденции к достижению мирового уровня отечественных продукции и услуг. Однако достиже­ние этого уровня в силу указанных причин не всегда возможно.

Правила применения международных стандартов в Российской Федерации допускают применение следующих международных и ре­гиональных стандартов:

• принятие аутентичного текста международного стандарта в каче­стве национального российского нормативного документа (ГОСТ Р) без каких-либо дополнений и изменений («метод обложки»); при этом обозначение национального стандарта Российской Федерации: из индекса (ГОСТ Р); обозначения соответствующего международного стандарта (без указания года его принятия); отделенных жух последних цифр года утверждения ГОСТ Р. Пример: ГОСТ Р ИСО 9591-93;

 • принятие аутентичного текста международного стандарта, но с дополнениями, отражающими особенности российских требований к объекту стандартизации. При обозначении такого нормативного документа к шифру отечественного стандарта добавляется номер соответствующего международного. Пример: ГОСТ Р 50231-92 (ИСО 7173-89).

Важное значение придается в законе и международному сотрудничеству в области стандартизации. Сложившееся современное международное разделение труда и связанная с этим торговля и научно-техническое сотрудничество потребовали достижения международных соглашений и разработки международных нормативных доку­ментов, требования которых имели бы однозначное толкование как для изготовителя, так и для продавца и потребителя. Подобные документы должны содержать технические требования, методы и условия. Испытаний, точные определения величин, которые следует измерять, введения о приборах, с помощью которых производятся измерения, питые о точности этих приборов и методах их поверки.

Международное сотрудничество в сфере стандартизации проводится по линии международных и региональных организаций по стандартизации, а также многосторонних и двусторонних связей  между государствами на основании соответствующих указов Президента и постановлений правительства Российской Федерации.

В области международной стандартизации (и частично, в облас­ти сертификации и подтверждении соответствия) участвует несколь­ко международных организаций, среди которых наиболее известны отмечавшиеся ранее: ИСО (130); МЭК; МОЗМ; МБМВ; Европейская организация по качеству (БОК), Европейская комитет по стандартизации (ЕКС); Европейский комитет по стандартизации в области электротехники и электроники (ЕКСЭЭ); Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН); Европейский ин­ститут по стандартизации в области телекоммуникаций (ЕИСТ) и ряд других Международные стандарты и рекомендации этих организаций, формально не являясь обязательными нормативными документами, фактически соблюдаются всеми заинтересованными сторонами в той мс ре, в какой это им необходимо.

Одной из самых авторитетных международных организаций и области стандартизации является ИСО (членами ИСО являются национальные организации по стандартизации более 140 стран мира). Сфера деятельности этой организации касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции МЭК (в некоторых областях ИСО и МЭК часто действуют совместно). Стратегическая цель ИСО — содействие стандартизации в мировом масштабе для улучшения международного товаре обмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности с помощью разработки международных стандартов, отвечающих мировому уровню. Кроме того, ИСО содействует развитию метрологии и сертификации с целью обеспечения международ­ного обмена товарами и услугами.

Чрезвычайно широко в мире используются международные стандарты ИСО, общее число которых в настоящее время превышает 12 000, причем ежегодно принимаются и пересматриваются около 1000 стандартов. Они не являются обязательными для применения государ­ствами — членами ИСО. Решение об их применении связано со степе­нью участия конкретной страны в международном разделении труда и состоянием ее внешней торговли. В Российской Федерации сейчас идет активный процесс внедрения стандартов ИСО в национальную систему стандартизации. Международные стандарты ИСО обычно раз­рабатываются и вводятся в действие следующим образом.

Специалистами ИСО выбирается за основу наиболее прогрес­сивный, современный и действующий национальный стандарт одной из стран. В качестве первой редакции стандарт ИСО переводится на английский, французский, немецкий и русский языки и рассылается для ознакомления и сбора отзывов всем членам технического комите­та по данному направлению. Затем на основании отзывов разра­батывается вторая редакция и процесс повторяется. Далее на заседании технического комитета обсуждаются разногласия и вырабатыва­ется единая редакция документа, которая утверждается на основе консенсуса. Стандарты ИСО носят рекомендательный характер, хотя применяются в международных и межгосударственных кон-IX в качестве обязательных. Руководство 2 ИСО/МЭК (180/1ЕС), обобщая международный опыт стандартизации, представляет следующие возможные виды стандартов: основополагающий стандарт; основополагающий стандарт; стандарт на методы испытания; стандарт на продукцию; стандарт на процесс, стандарт на услугу; стандарт на совместимость; стандарт с открытыми значениями; положения; методические положения; описательное положение. Кроме ИСО, наибольшую известность и влияние в области стандартизации имеет МЭК. Организационная структура и принципы деятельности ее аналогичны ИСО, часто они работают совместно и выпускают единые документы. Обозначения стандартов МЭК аналогичны обозначениям национальных стандартов Российской Федерации-(ГОСТ Р), в случае выпуска совместного стандарта с ИСО он обозначение 180ЛЕС. Заметим, что руководство 2 ИСО/МЭК рассматривает прямое и косвенное применение  международного стандарта. Прямое применение — применение международного стандарта независимо от его принятия в любом другом нормативном документе. Косвенное  применение —  применение  международного стандарта независимо от его принятия в любом другом нормативном документе, в котором этот стандарт был принят.

В рамках СНГ стандартизация (в том числе метрология и сертификация) осуществляется в соответствии с межправительственным документом «Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации». На основе данного соглашения создан Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации Содружества Независимых Государств (МТС СНГ), где представлены все национальные организации по стандартизации, метрологии и сертификации этих стран.

В настоящее время МГС СНГ признан ИСО в качестве региональной организации по стандартизации стран СНГ; подписаны соглашения МЭК и СЕН о сотрудничестве. Проект соглашения о со­трудничестве направлен в ИСО. МГС СНГ ведет большую работу по стандартизации и сертификации различных продукций и услуг. Стандарты и иная нормативная документация, разработанная Советом, распространяется в странах СНГ. Этот процесс проводится в соответ­ствии с правилами ПМГ 04-94 «Порядок распространения межгосударственных стандартов и нормативной документации Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации» и правилами ПМГ 05-94 «Порядок взаимодействия национальных органов по стандартизации по осуществлению переводов межгосударственных, международных и зарубежных стандартов».

4. В соответствии с принципом о «недопустимости создания пре­пятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходи­мо для выполнения целей, указанных в ст. 11 настоящего Федераль­ного закона» не должны создаваться такие стандарты, которые ус­ложняют решение вопросов взаимоотношения служб и подразделе­ний на производстве, взаимоотношений разработчиков и изготовите­лей, изготовителей и поставщиков. Не должны завышаться требова­ния, обеспечивающие защиту или снижение возможного ущерба при возникновении чрезвычайных ситуаций, не должна разрабатываться излишне усложненная техническая документация.

5.   Условие принципа «недопустимости установления таких стандар­тов, которые противоречат техническим регламентам» непосредствен­но следует из цели стандартизации повышать уровень безопасности.

6.   Принцип «обеспечение условий для единообразного примене­ния стандартов» — принцип, непосредственно вытекающий из опре­деления понятий «стандартизация» и «стандарт».

Можно выделить ряд других важных принципов стандартизации, не упомянутых в ст.12.

Динамичность и опережающее развитие стандартизации. Как известно, стандарты моделируют реально существующие закономер­ности в хозяйстве страны. Однако научно-технический прогресс вно­сит изменения в технику, процессы управления. Поэтому стандарты должны адаптироваться к происходящим переменам. Динамичность обеспечивается периодической проверкой стандартов, внесением в них изменений, отменой нормативных документов. Для того чтобы стандарты не тормозили технический прогресс, они должны устанав­ливать перспективные показатели качества с указанием сроков их обеспечения промышленным производством. Опережающие стандарты должны стандартизировать перспективные виды продукции, серийное производство которых еще не начато или находится в началь­ной стадии. Метод опережающей стандартизации заключается в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм и требований к объектам стандартизации, которые юно прогнозам будут оптимальными в последующее время. 'Эффективность стандартизации. Применение нормативных документов в области стандартизации должно давать экономический социальный эффект. Непосредственный экономический эффект стандарты, ведущие к экономии ресурсов, повышению надежности, технической и информационной совместимости. Стандарты, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, обеспечивают социальный эффект. В целом вложение в стандартизацию выгодно государству; 1 руб., направленный в эту сферу, дает, как показывает международная практика, 10 руб. прибыли.

Приоритетность разработки стандартов, способствующих обеспечению безопасности, совместимости и взаимозаменяемости продукции (услуг). Эта цель достигается путем обеспечения соответствующих  требованиям стандартов, нормам законодательства и реализуется путем регламентации и соблюдения обязательных требований государственных стандартов.

Принцип гармонизации. Этот принцип предусматривает разработку гармонизированных стандартов. Обеспечение идентичности доку­ментов, относящихся к одному и тому же объекту, но принятых как организациями по стандартизации в нашей стране, так и международными (региональными) организациями, позволяет разработать стандар­ты, которые не создают препятствий в международной торговле.

Оставить комментарий

  • (Не публикуется)