При интервьюировании юрист получает необходимую для оказания правовой помощи информацию. После сопоставления фактических об­стоятельств дела с правовыми нормами, регулирующими данные обще­ственные отношения, изучения правоприменительной практики юрист вы­рабатывает позицию по делу, определяется со способами разрешения пра­вовой проблемы (или же приходит к выводу о невозможности ее правово­го разрешения).

Нельзя недооценивать значимость консультирования. Ведь от точно­сти восприятия совета юриста зависит эффективность дальнейших дей­ствий клиента по реализации того или иного способа правового поведе­ния в сложившихся условиях.

Итак, под консультированием в правовой практике принято понимать процесс взаимодействия юриста и клиента по поводу жизненной проблемы с целью выявления возможных правовых вариантов ее решения и их по­следствий, уяснения путей и способов реализации выбранного варианта.

В процессе консультирования, так же, как и в интервьюировании, можно выделить психологический и правовой аспекты. В плане психо­логического взаимодействия на данной стадии юрист пользуется теми результатами, которые были достигнуты им на первой (или предыдущих, если их было несколько) встрече с обратившимся. Его социально-психо­логический тип определен, выбрана линия поведения при общении с дан­ным гражданином. Все это, безусловно, облегчает задачу по построению эффективного взаимодействия с клиентом в ходе консультирования. Но вместе с тем на рассматриваемой стадии работы по делу коммуникатив­ные качества юриста должны проявиться несколько иначе, чем при прове­дении интервьюирования. Объясняется это тем, что взаимодействующие субъекты здесь меняются ролями: теперь уже юрист выступает для граж­данина источником информации, а не наоборот Следовательно, речь юриста должна быть убедительна, доводы аргументированны.

Правовой аспект выражается в передаче клиенту правовой информа­ции (выработанных вариантов разрешения проблемы) и помощи в вы­боре из них оптимального правового пути в сложившейся ситуации.

Выделяют два возможных подхода к формированию взаимоотноше­ний между юристом и гражданином. Первый - опора юриста на соб­ственный профессионализм. Реализуя данный подход, юрист сам, без учета мнения гражданина решает, каким именно способом лучше разре­шить правовую проблему. Обосновывается это тем, что только специа­лист в правовой сфере, опираясь на профессиональные знания и опыт, может выбрать правильное решение. Второй подход - «опора на клиен­та». Юрист исходит прежде всего из интересов гражданина и предос­тавляет ему право самому определиться со способом разрешения пра­вового вопроса. При этом он обязан разъяснить все имеющиеся вариан­ты, их правовые последствия; может рекомендовать тот или иной спо­соб правового поведения. Но окончательный выбор должен сделать граж­данин. Данный подход представляет; я более удачным.

В рамках деловой игры консультирование будет продолжением ин­тервьюирования, проведенного ранее. Важно, что И.И. Иванов юриди­чески безграмотен, в связи с чем необходимо «переводить» юридичес­кую терминологию, изложить информацию в форме разговорной речи.

Студентам необходимо, используя сложившееся у них при интервьюи­ровании представление о социально-психологическом типе обратившего­ся, выстроить линию своего поведения при консультировании. Задача- предложить человеку выработанные варианты разрешения его пробле­мы, помочь выбрать оптимальный для него вариант. По итогам консуль­тирования следует провести групповое обсуждение деловой игры.

Оставить комментарий

  • (Не публикуется)