Цель: формирование алгоритма поведения студентов в ходе проведе­ния интервьюирования граждан, обратившихся за юридической помощью.

  1. Получение представлений об особенностях работы по оказанию правовой помощи.
  2. Изучение понятия «интервьюирование».
  3. Освоение правовых и психологических аспектов проведения юри­стом приема граждан.
  4. Формирование практических навыков проведения интервьюиро­вания, акцентировка внимания на получении юридически значимой ин­формации по делу в ходе интервьюирования.

Требования к подготовке студентов юристов

До начала занятий студенты должны изучить рекомендуемую лите­ратуру и нормативные акты, регулирующие отношения, вытекающие из обстоятельств фабулы игрового дела.

Методические рекомендации студентам и сценарий деловой игры

Интервьюирование (наряду с выработкой правовой позиции и кон­сультированием) - стадия работы по делу, его целью является получе­ние юридически значимой информации от клиента.

Термин «интервьюирование» (от англ. т1ете\у - интервью, беседа) не является юридическим: изначально он применялся в других сферах деятельности, прежде всего в журналистике. Юристы же под интервью­ированием понимают собеседование с клиентом с целью получения у него информации, имеющей правовое значение.

Психологический аспект интервьюирования выражается в использо­вании юристом на разных этапах коммуникативных навыков. Необходи­мо чувствовать настроение человека, выстраивать линию своего пове­дения в соответствии с его социально-психологическим типом, исполь­зовать невербальные средства общения. Это, безусловно, очень важные составляющие интервьюирования. Однако главный аспект все же пра­вовой. Без соответствующих правовых знаний юрист просто не сможет определить, носит ли проблема, ставшая поводом для обращения, пра­вовой характер. Люди зачастую неверно представляют характер возник­шей у них проблемы. Суть ее вполне может быть не в юридическом, а в личностном, социальном конфликте.

При возникновении правовых проблем в определенной сфере всегда можно заранее очертить круг вопросов, которые необходимо задать чело­веку в первую очередь. Они направлены на получение минимальной ин­формации, дающей представление о том, носит ли проблема правовой характер и в чем именно она состоит. Так, если предмет обращения граж­данина к юристу связан с недвижимостью, в первую очередь необходимо установить правовой режим данного объекта недвижимости (кто являет­ся собственником, есть ли обременения и т.д.). Если гражданин желает обжаловать решения каких-либо органов, должностных лиц, то, помимо вопросов по содержанию и форме данных решений, у юриста должен па­раллельно возникнуть вопрос о времени вынесения данного решения, чтобы определиться, не пропущен ли срок для его обжалования. И если он пропущен, то возможно ли признание причин пропуска уважительны­ми (если закон предусматривает в этом случае восстановление либо про­дление срока). Именно на получение навыков по определению указанных правовых моментов беседы с клиентом и направлено данное занятие.

В группе необходимо выбрать двух добровольцев для инсценировки интервьюирования: один будет выступать в роли адвоката, юриста, а другой - в роли клиента. Студенты должны изучить психологический портрет клиента и выслушать рекомендации преподавателя. В качестве примера здесь приводится социально-психологический портрет Ивана Ивановича Иванова и фабулу его дела.

Иванов Иван Иванович, мужчина 1970 г. рождения. Постоянного места работы не имеет, живет за счет временных заработков (разнорабо­чий, водитель и т.д.).

В 2010 г. И.И. Иванов, работавший в то время водителем грузового автомобиля, не справился с управлением и совершил наезд на пешехода. На основании ч. 1 ст. 264 УК РФ был приговорен к лишению свободы сроком на 1 год с отбыванием наказания в колонии-поселении. Выне­сенный в отношении него приговор считает неоправданно строгим. В связи с этим у Иванова сложилось неприязненное отношение к правоох­ранительным органам и юристам вообще.

Иван Иванович эмоционально неуравновешенный, вспыльчивый че­ловек. На консультации ведет себя раскованно, демонстрирует уверен­ность в себе и своей правоте. Разговорчив. Первоначально легко идет на контакт с консультантами, однако его требовательный настрой может стать почвой для возникновения конфликта.

После проведения деловой игры группа должна оценить действия участников и обсудить их ошибки.

Оставить комментарий

  • (Не публикуется)