Техники игры для юристов
Цель: формирование алгоритма поведения студентов в ходе проведения интервьюирования граждан, обратившихся за юридической помощью.
- Получение представлений об особенностях работы по оказанию правовой помощи.
- Изучение понятия «интервьюирование».
- Освоение правовых и психологических аспектов проведения юристом приема граждан.
- Формирование практических навыков проведения интервьюирования, акцентировка внимания на получении юридически значимой информации по делу в ходе интервьюирования.
Требования к подготовке студентов юристов
До начала занятий студенты должны изучить рекомендуемую литературу и нормативные акты, регулирующие отношения, вытекающие из обстоятельств фабулы игрового дела.
Методические рекомендации студентам и сценарий деловой игры
Интервьюирование (наряду с выработкой правовой позиции и консультированием) - стадия работы по делу, его целью является получение юридически значимой информации от клиента.
Термин «интервьюирование» (от англ. т1ете\у - интервью, беседа) не является юридическим: изначально он применялся в других сферах деятельности, прежде всего в журналистике. Юристы же под интервьюированием понимают собеседование с клиентом с целью получения у него информации, имеющей правовое значение.
Психологический аспект интервьюирования выражается в использовании юристом на разных этапах коммуникативных навыков. Необходимо чувствовать настроение человека, выстраивать линию своего поведения в соответствии с его социально-психологическим типом, использовать невербальные средства общения. Это, безусловно, очень важные составляющие интервьюирования. Однако главный аспект все же правовой. Без соответствующих правовых знаний юрист просто не сможет определить, носит ли проблема, ставшая поводом для обращения, правовой характер. Люди зачастую неверно представляют характер возникшей у них проблемы. Суть ее вполне может быть не в юридическом, а в личностном, социальном конфликте.
При возникновении правовых проблем в определенной сфере всегда можно заранее очертить круг вопросов, которые необходимо задать человеку в первую очередь. Они направлены на получение минимальной информации, дающей представление о том, носит ли проблема правовой характер и в чем именно она состоит. Так, если предмет обращения гражданина к юристу связан с недвижимостью, в первую очередь необходимо установить правовой режим данного объекта недвижимости (кто является собственником, есть ли обременения и т.д.). Если гражданин желает обжаловать решения каких-либо органов, должностных лиц, то, помимо вопросов по содержанию и форме данных решений, у юриста должен параллельно возникнуть вопрос о времени вынесения данного решения, чтобы определиться, не пропущен ли срок для его обжалования. И если он пропущен, то возможно ли признание причин пропуска уважительными (если закон предусматривает в этом случае восстановление либо продление срока). Именно на получение навыков по определению указанных правовых моментов беседы с клиентом и направлено данное занятие.
В группе необходимо выбрать двух добровольцев для инсценировки интервьюирования: один будет выступать в роли адвоката, юриста, а другой - в роли клиента. Студенты должны изучить психологический портрет клиента и выслушать рекомендации преподавателя. В качестве примера здесь приводится социально-психологический портрет Ивана Ивановича Иванова и фабулу его дела.
Иванов Иван Иванович, мужчина 1970 г. рождения. Постоянного места работы не имеет, живет за счет временных заработков (разнорабочий, водитель и т.д.).
В 2010 г. И.И. Иванов, работавший в то время водителем грузового автомобиля, не справился с управлением и совершил наезд на пешехода. На основании ч. 1 ст. 264 УК РФ был приговорен к лишению свободы сроком на 1 год с отбыванием наказания в колонии-поселении. Вынесенный в отношении него приговор считает неоправданно строгим. В связи с этим у Иванова сложилось неприязненное отношение к правоохранительным органам и юристам вообще.
Иван Иванович эмоционально неуравновешенный, вспыльчивый человек. На консультации ведет себя раскованно, демонстрирует уверенность в себе и своей правоте. Разговорчив. Первоначально легко идет на контакт с консультантами, однако его требовательный настрой может стать почвой для возникновения конфликта.
После проведения деловой игры группа должна оценить действия участников и обсудить их ошибки.
Похожие материалы:
One Response к “Техники игры для юристов”
Оставить комментарий
NCISLAMagazine
Следует усвоить следующий принцип: выяснив характер проблемы, послужившей поводом для обращения к юристу, всегда можно определить круг вопросов, которые необходимо задать человеку в первую очередь. Эти вопросы направлены на выяснение той минимальной информации, которая поможет определиться, носит ли проблема правовой характер, и в чем именно она состоит.