Сохранность грузов в процессе транспортирования в значительной степени обеспечивается правильной подготовкой грузов к перевозке и рациональной упаковкой.

   Упаковка – это средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту груза от повреждений и потерь, вредного воздействия окружающей среды, загрязнения и облегчающих процесс обращения с грузом, включая хранение, транспортирование, перегрузку и реализацию продукции. Основными элементами упаковки являются тара, упаковочные материалы, средства консервации.      

   Грузы предъявляются к перевозке в упаковке или без неё. Упаковка должна соответствовать  действующим стандартам или соглашениям сторон, оформленных в установленном порядке. Упаковка грузов, не имеющих стандартов или соглашений, должна обеспечивать сохранность перевозимой продукции и быть исправной.

   Существуют правила и нормы по упаковке и погрузо-разгрузочным и транспортным операциям при подготовке груза к отправлению, которые должен знать грузоотправитель.

   В состав упаковки входят наружная тара, система запирания, в случае необходимости перегородки, обвязки, амортизаторы, водонепроницаемые ограждения, ленты, а также нанесение транспортной маркировки. При определении вида необходимой упаковки следует принимать во внимание способ распределения груза. Упаковка груза, направляемого прямо в пункт продажи, часто подчиняется критериям, отличным от тех, которые относятся к грузам, предназначенным для предварительной обработки или многократных перемещений перед отправкой в пункт продажи.

     Стоимость товара является определяющим фактором с точки зрения финансовых средств, выделяемых на упаковку. Однако стоимость также определяется внешним видом и качеством товара в пункте продажи, и денежные средства, сэкономленные на упаковке, могут снизить пригодность товара для продажи.

   Тара является одним из важнейших элементов упаковки и представляет собой изделие для размещения продукции.

   По функциональным признакам она подразделяется:

- потребительская
тара предназначена для первичного упаковывания изделий и товаров в расфасовке по объёму и массе, удобной потребителю. Такая тара переходит вместе с товаром в собственность потребителя и может быть индивидуальной, порционной, подарочной, отличающейся красочным, ярким оформлением.

 -    групповая тара служит для комплектации и укрупнения партий изделий, особенно мелкоштучных, предварительно упакованных в потребительскую тару или без неё, и также защищает товары от воздействия агрессивных факторов окружающей среды и механических нагрузок, обладая амортизирующими свойствами.

 -   производственная тара используется для упаковывания, перемещения и хранения полуфабрикатов, запасных частей, готовой продукции, комплектующих и т.п., внутри или между  заводами и организациями. Данный вид тары изготавливают чаще всего из металла, хотя встречается пластиковая и деревянная, поскольку ей необходимо выдерживать большие механические нагрузки и иметь длительный срок службы. По условиям эксплуатации производственная тара является многоразовой.

  Транспортная  тара образует самостоятельную транспортную единицу или часть укрупнённой транспортной единицы, которая применяется для упаковывания товаров или изделий, предварительно уложенных в потребительскую, групповую тару или  без первичной  упаковки.

      Транспортная тара классифицируется по условиям эксплуатации, форме, материалу и особенностям конструкции.

  По условиям эксплуатации различают разовую, возвратную и многооборотную тару.

  - одноразовая тара предназначена для однократного перемещения продукции, когда её возврат невозможен или экономически невыгоден, а также при выполнении поставок при отсутствии регулярных связей между поставщиками продукции  и её потребителями.

  - многооборотная тара предназначается для многократного использования и должна выдерживать значительные повторяющиеся механические нагрузки.

    По способности выдерживать механические нагрузки и деформироваться различают мягкую, полужёсткую и жёсткую транспортную тару.

   -  мягкая тара принимает различную форму в соответствии со степенью наполнения грузом. Основное назначение этого вида тары – хранение и транспортирование преимущественно сыпучих и волокнистых материалов. Мягкая тара имеет незначительный объём и массу, удобна в обращении.

  -   полужёсткая тара сохраняет свою первоначальную форму при небольших механических нагрузках, тогда как часть нагрузки воспринимается самим грузом.

  -  жёсткая тара не изменяет форму при транспортировании и хранении, имеет большую механическую прочность.

   В зависимости от способности тары укладываться в устойчивый штабель различают штабелируемую и не штабелируемую тару . По способу обеспечивать непроницаемость газов, паров и жидкостей тара бывает герметичная и не герметичная.  По чувствительности к воздействию динамических нагрузок – прочная и хрупкая.

     Необходимость максимального использования вместимости и грузоподъёмности подвижного состава при перевозке порожней транспортной тары, особенно многооборотной, и снижения расходов на перевозку привела к созданию специальной конструкции тары – не разборной, разборной и складной.

   -  не разборная тара сохраняет свои параметры на всех стадиях перевозочного процесса, при выполнении гружёных и холостых ездок.

  - разборная  тара обладает возможностью легкой разборки и компактного укладывания её отдельных частей для возврата поставщику.

  -  складная тара предусматривает шарнирное соединение всех её стенок.

  На рис.2. представлена классификация тары.

   Качество и экономичность конструкции тары оценивается системой показателей, характеризующих собственную массу тары, её объём, прочность, стоимость и материалоёмкость. При обеспечении заданной прочности и надёжности собственная масса тары, её объём,  отношение объёма сложенной тары к объёму тары в рабочем состоянии должны быть минимальными, а параметры тары – кратными параметрам контейнера, поддона, кузова передвижного состава. Критерием оценки экономической эффективности тары является отношение самой стоимости тары к стоимости груза в ней: чем ниже это соотношение, тем более совершенна и экономична конструкция тары. 

   Критерием оценки экономической эффективности тары является отношение стоимости самой тары к стоимости груза в ней: чем ниже это соотношение, тем более совершенна и экономична конструкция тары.

Оставить комментарий

  • (Не публикуется)