Что такое маркетинг?

Термин "Маркетинг" (от англ. marketing-торговля, сбыт; от market - рынок) в современном широком значении понимается как рыночная деятельность.

Маркетинг возник в США в начале XX века. Причиной возникновения данной области экономической науки явились проблемы со сбытом товаров и услуг. В задачи маркетинга первоначально входила разработка методов стимулирования эффективного сбыта (реклама, торговая марка, сервис и др.). Поэтому первоначально маркетинг трактовался как предпринимательская деятельность в области сбыта. Позже было замечено, что сбыт проблематичен, если производить товары и услуги, несоответствующие потребностям покупателя. Поэтому важным условием эффективного сбыта стали являться комплексные исследования рынка (спроса, конкуренции, товарной структуры рынка и др.). Информация, полученная в результате проведенного маркетингового исследования, направлялась высшему руководству предприятия, которое совместно с маркетологами принимало решение об объёмах производства товаров, о производстве новых товаров, уровне качества, ассортимента и т.д. Таким образом, предприятия стали производить товары, востребованные покупателем, по ценовым и не ценовым характеристикам превосходящие товары конкурентов.

Маркетинг как отрасль управления

Маркетинг - это один из важнейших видов управленческой деятельности, направленный на повышение эффективности производства и сбыта на основе комплексных маркетинговых исследований. Маркетинг не только обслуживает нужды потребителя, но и, что главное, активным образом управляет рыночным спросом.

Выделяют пять основных концепций маркетинговой деятельности:

  1. совершенствования производства;
  2. совершенствования товара;
  3. интенсификации коммерческих усилий (сбыта);
  4. «чистого» маркетинга;
  5. социально-этического маркетинга.

Эти концепции отражают эволюцию маркетинга в развитых странах, и предприятия могут выбрать любую из этих концепций.

Принципы маркетинга - это ключевые положения, которые одновременно лежат в основе современной маркетинговой концепции, раскрывают ее содержание и назначение. Ориентация на потребителя - это основополагающий (исходный) принцип маркетинга, который, в конечном счете, определяет появление других принципов, подчиненных ему, т.е. принципов "второго порядка". Маркетинго должен предлагать не товары, а решения проблем потребителя. Потребители не всегда точно знают, чего хотят. Поэтому задача фирмы помочь им выразить свои желания и облечь их в конкретную физическую форму. Таким образом, можно утверждать, что маркетинг "создает", а точнее, формирует потребителя.

Адаптивность.

Данный принцип маркетинга означает создание условий для максимальной интеграции всех видов деятельности предприятия (исследовательской, производственной, сбытовой и т.д.) с целью адаптации к требованиям рынка с учетом долгосрочной перспективы.

Гибкость.

В современных рыночных условиях данный принцип означает наличие предприимчивости сотрудников компании, обеспечивающей быструю и эффективную реакцию на изменения внешней среды, и инициативность в управлении производством и сбытом продукции. Игнорирование даже незначительно изменившихся желаний потребителей может привести к резкому снижению объемов продаж, поэтому маркетинг должен служить своего рода барометром, предупреждением изменения спроса.

Комплексность.

Принцип комплексности заключается в системном подходе к различным видам маркетинговой деятельности. Комплекс маркетинговых работ включает в себя маркетинговые исследования, сегментацию рынка, разработку эффективной товарной и ценовой политики фирмы, распределение и товародвижение и т.д. Каждый из перечисленных видов деятельности должен быть увязан с остальными, а также с миссией и целями предприятия.
Ориентация на конечный результат рыночной деятельности. Деятельность фирмы может быть как производственного характера, так и относится к сфере услуг. Конечный результат не обязательно должен иметь коммерческую основу, так как современная концепция маркетинга охватывает также деятельность некоммерческих субъектов рынка.

Социальная ориентация. Данный принцип означает ориентацию фирмы на охрану здоровья потребителя и окружающей среды, безопасность.

Оставить комментарий

  • (Не публикуется)