В условиях современного рынка продавец, чтобы реализовать продукцию, обращает внимание на те ее товарные свойства, которые больше всего интересуют потребителя, а это далеко не всегда показатели безопасности. Поэтому основные издержки изготовителя при обеспечении качества продукции идут на достижение товарных ха­рактеристик, а затраты на поддержание безопасности продукции он готов минимизировать. Приобретатель тоже не очень заинтересован оплачивать расходы на охрану окружающей среды. Вместе с тем эф­фективность создания либо продукции, либо услуг (в том числе и об­разовательных) определяется двум параметрами: «качество» и «це­на». Цена, безусловно, отражает качество. Спрос на продукцию и ус­луги определяется соотношением цена/качество. В конкурентной борьбе побеждает тот, у кого при сопоставимой цене выше качество.

Повышению качества продукции способствует конкуренция ме­жду производителями, которые, как правило, выходят на рынок для решения прежде всего своих задач, а не для удовлетворения по­требностей приобретателя. Вместе с тем для успеха на рынке ре­шающую роль играет качество и конкурентоспособность продукции.

Приобретатель не всегда может безошибочно выбрать качествен­ный товар из-за недостатка полной и достоверной информации, а глав­ное, из-за отсутствия необходимых знаний и технической возможности проверить декларируемые продавцом свойства продукции. Вполне удовлетворительная на вид продукция может оказаться некачествен­ной, поскольку ее потребительские свойства зависят от многих факто­ров: качества исходного сырья, технологии изготовления и т. д. Приоб­ретатель может рассчитывать лишь иа свой опыт, субъективное сужде­ние и гарантии продавца. К тому же, постоянно расширяющийся рынок, новые технологии изготовления продукции могут опережать накопляе­мый приобретателем опыт. Не имея возможности доподлинно выяснить все достоинства и недостатки товара, приобретатель вынужден доверять в основном только марке фирмы-изготовителя. Но и это не всегда гаран­тия правильного выбора, поскольку возможна фальсификация товаров под известную фирму, особенно там, где плохо работает механизм за­щиты авторских прав и товарных знаков. Ошибка приобретателя в оценке качества продукции может привести к сбою конкуренции.

Защитить приобретателя от недобросовестности производителя и продавца некачественной или фальсифицированной продукции при­званы подтверждение соответствия и сертификация. Это преду­смотрено в новом законе, где выделены два важных положения:

  • введение обобщающего понятия, принятого в международной практике, «Подтверждение соответствия» как документальное   удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и ути­лизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям техниче­ских регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;
  • введение «Знака обращения» на российский рынок товаров и ус­луг. Основанием для получения знака является зарегистрированная декларация о соответствии или сертификат соответствия.

Термин «сертификация» произошел от слова «сертификат» (фр. certificat, лат. “certum” — верно и “facere” — делать), что означает «сде­лано верно». Как таковая, сертификация появилась очень давно. Ре­месленники в древних городах каким-либо способом помечали свои изделия, чтобы удостоверить свое авторство. Таким подтверждением являлось, например, клеймо мастера на изделии. Свидетельством ка­чества товара часто выступало просто заявление мастера, если он имел высокую и безупречную репутацию среди покупателей.

Собственно термин «сертификация» в общепринятой между­народной терминологии определяется как установление соответ­ствия. Впервые он был сформулирован и определен Комитетом по сертификации (СЕРТИКО) ИСО и включен в Руководство № 2 ИСО (ИСО/МЭК 2) версии 1982 г. «Общие термины и определения в об­ласти стандартизации, сертификации и аккредитации испытательных лабораторий».

Согласно этому документу, сертификация определялась как дей­ствие, удостоверяющее посредством сертификата соответствия или знака соответствия, что изделие или услуга соответствует определен­ным стандартам, техническим условиям или другим нормативным документам. При этом под сертификатом соответствия (сертифика­том) понимался выдаваемый в соответствии с правилами системы сертификации документ, удостоверяющий соответствие объекта тре­бованиям технических регламентов, положениям стандартов или ус­ловиям договоров конкретному стандарту или другому нормативному документу.

Применяемая в настоящее время нормативная база включает не­сколько вариантов систем сертификации, отличающиеся объемом и содержанием сертификационных работ. Во всех вариантах предусмот­рено выполнение определенных аттестационных и контрольных прове­рок, при положительных результатах которых сертифицируемой про­дукции может быть выдан соответствующий сертификат качества.

Методологической основой построения основных систем серти­фикации являются Федеральный закон «О техническом регулирова­нии», закон «О защите прав потребителей» и нормативные докумен­ты ИСО, МЭК, Системы сертификатов, Международной организации законодательной метрологии и пр. Другими основополагающими за­конами, регулирующими деятельность по сертификации в России, являются Закон Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений», Федеральный Закон Российской Федерации «О про­мышленной безопасности опасных производственных объектов», Фе­деральный Закон Российской Федерации «Об основах охраны труда в Российской Федерации».

Оставить комментарий

  • (Не публикуется)