Общие сведения о сертификации и подтверждении соответствия
В условиях современного рынка продавец, чтобы реализовать продукцию, обращает внимание на те ее товарные свойства, которые больше всего интересуют потребителя, а это далеко не всегда показатели безопасности. Поэтому основные издержки изготовителя при обеспечении качества продукции идут на достижение товарных характеристик, а затраты на поддержание безопасности продукции он готов минимизировать. Приобретатель тоже не очень заинтересован оплачивать расходы на охрану окружающей среды. Вместе с тем эффективность создания либо продукции, либо услуг (в том числе и образовательных) определяется двум параметрами: «качество» и «цена». Цена, безусловно, отражает качество. Спрос на продукцию и услуги определяется соотношением цена/качество. В конкурентной борьбе побеждает тот, у кого при сопоставимой цене выше качество.
Повышению качества продукции способствует конкуренция между производителями, которые, как правило, выходят на рынок для решения прежде всего своих задач, а не для удовлетворения потребностей приобретателя. Вместе с тем для успеха на рынке решающую роль играет качество и конкурентоспособность продукции.
Приобретатель не всегда может безошибочно выбрать качественный товар из-за недостатка полной и достоверной информации, а главное, из-за отсутствия необходимых знаний и технической возможности проверить декларируемые продавцом свойства продукции. Вполне удовлетворительная на вид продукция может оказаться некачественной, поскольку ее потребительские свойства зависят от многих факторов: качества исходного сырья, технологии изготовления и т. д. Приобретатель может рассчитывать лишь иа свой опыт, субъективное суждение и гарантии продавца. К тому же, постоянно расширяющийся рынок, новые технологии изготовления продукции могут опережать накопляемый приобретателем опыт. Не имея возможности доподлинно выяснить все достоинства и недостатки товара, приобретатель вынужден доверять в основном только марке фирмы-изготовителя. Но и это не всегда гарантия правильного выбора, поскольку возможна фальсификация товаров под известную фирму, особенно там, где плохо работает механизм защиты авторских прав и товарных знаков. Ошибка приобретателя в оценке качества продукции может привести к сбою конкуренции.
Защитить приобретателя от недобросовестности производителя и продавца некачественной или фальсифицированной продукции призваны подтверждение соответствия и сертификация. Это предусмотрено в новом законе, где выделены два важных положения:
- введение обобщающего понятия, принятого в международной практике, «Подтверждение соответствия» как документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;
- введение «Знака обращения» на российский рынок товаров и услуг. Основанием для получения знака является зарегистрированная декларация о соответствии или сертификат соответствия.
Термин «сертификация» произошел от слова «сертификат» (фр. certificat, лат. “certum” — верно и “facere” — делать), что означает «сделано верно». Как таковая, сертификация появилась очень давно. Ремесленники в древних городах каким-либо способом помечали свои изделия, чтобы удостоверить свое авторство. Таким подтверждением являлось, например, клеймо мастера на изделии. Свидетельством качества товара часто выступало просто заявление мастера, если он имел высокую и безупречную репутацию среди покупателей.
Собственно термин «сертификация» в общепринятой международной терминологии определяется как установление соответствия. Впервые он был сформулирован и определен Комитетом по сертификации (СЕРТИКО) ИСО и включен в Руководство № 2 ИСО (ИСО/МЭК 2) версии 1982 г. «Общие термины и определения в области стандартизации, сертификации и аккредитации испытательных лабораторий».
Согласно этому документу, сертификация определялась как действие, удостоверяющее посредством сертификата соответствия или знака соответствия, что изделие или услуга соответствует определенным стандартам, техническим условиям или другим нормативным документам. При этом под сертификатом соответствия (сертификатом) понимался выдаваемый в соответствии с правилами системы сертификации документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров конкретному стандарту или другому нормативному документу.
Применяемая в настоящее время нормативная база включает несколько вариантов систем сертификации, отличающиеся объемом и содержанием сертификационных работ. Во всех вариантах предусмотрено выполнение определенных аттестационных и контрольных проверок, при положительных результатах которых сертифицируемой продукции может быть выдан соответствующий сертификат качества.
Методологической основой построения основных систем сертификации являются Федеральный закон «О техническом регулировании», закон «О защите прав потребителей» и нормативные документы ИСО, МЭК, Системы сертификатов, Международной организации законодательной метрологии и пр. Другими основополагающими законами, регулирующими деятельность по сертификации в России, являются Закон Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений», Федеральный Закон Российской Федерации «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федеральный Закон Российской Федерации «Об основах охраны труда в Российской Федерации».
Похожие материалы:
Оставить комментарий