Содержание

Введение.............................................................................................3
Глава I. Исторические условия появления Земских соборов...................6
Глава II. Характеристика Земских соборов..........................................10
§1 Определение понятия «Земский собор»..........................................10
§2 Состав Земских соборов.................................................................13
§3 Продолжительность и общее число Земских соборов......................18
§4 Классификация и периодизация Земских соборов............................21
Глава III. Деятельность Земских соборов............................................25
§1 Ведомство Земских соборов............................................................25
§2 Порядок созыва Земских соборов...................................................27
§3 Порядок соборных заседаний.........................................................30
§4 Деятельность отдельных соборов..................................................33
Глава IV. Значение и упадок Земских соборов.....................................39
Заключение.......................................................................................44
Список использованной литературы....................................................47

Введение

Тема «Земские соборы» выбрана для курсовой работы в какой-то мере под влиянием внутриполитической обстановки в нашей стране на современном этапе. Мы переживаем переломный момент нашей истории, продолжается разрушение прошлого строя, идет формирование новых отношений, нового общества, новых общественно политических порядков. В этот процесс втянуты все слои общества. Видимо на этом основании некоторые политические деятели, депутаты Государственной Думы в своей риторике нередко пользуются многообразными историческими аналогиями и термином «соборность».
Что такое «соборность»? Когда она зародилась? Как формировалась? Ответы на эти вопросы может дать лишь глубокое изучение истории России, в том числе и периода функционирования Земских соборов. Поэтому закономерно предполагать, что изучение этого периода истории Российского государства поможет более глубоко уяснить смысл понятия соборности, а также выработать более верное представление об основательности или безосновательности употребления этого понятия, этого термина в политических дебатах, в обращениях к народу общественных деятелей и средств массовой информации. С этой точки зрения изучение истории земских соборов XVI—XVII в.в. злободневно и актуально.
В процессе изучения темы ставилась цель выяснить, почему появились земские соборы, какие экономические и политические обстоятельства и процессы в Московском государстве к середине XVI в. вызвали к жизни такую форму опоры правительства на феодальное сословие и городскую верхушку общества в форме земских соборов.
Важной задачей данной работы было показать, каков был политический голос соборов, какое значение имели земские соборы в формировании и функционировании склада жизни Московского государства второй половины XVI в. — XVII в., как они влияли на внутриполитические отношения.
В нашей современной бурной политической жизни, в средствах массовой информации, в программных выступлениях многочисленных избирательных компаний неизменно встает вопрос — есть ли у россиян чувство парламентской традиции, есть ли этот элемент в политическом сознании основной активной части населения. Большинство наблюдателей дает решительно отрицательный ответ — нет, есть царистская традиция.
Но некоторые газеты и некоторые политики утверждают обратное. Они, на основании чувства соборности русского народа, на основании опыта выборности земских органов по реформе 1864 г., выборов в Государственную думу после революции 1905 г., выборов в Советы, утверждают, что у русского народа преобладают не царистские чувства, а традиции опоры на выборное правительство.
Не вдаваясь в подробности этого вопроса в полной мере, целесообразно все же в работе попытаться осмыслить опыт древнерусских Земских соборов в выработке у населения того чувства, которое сейчас принято называть парламентской традицией.
Таков круг вопросов, которые являются целью изучения и написания работы по теме «Земские соборы Российского государства XVI — XVII веков».
Прежде всего, надо отметить, что изучение литературы, написание работы помогло лучше понять процессы формирования государственно-правовых отношений вообще, и в частности в период XVI — XVII веков.
В процессе подготовки работы были изучены труды В. О. Ключевского, Л. В. Черепнина, М. Н. Тихомирова, С. П. Мордовиной, Н. И. Павленко и др., указанные в списке литературы. Изучены так же соответствующие разделы нескольких современных учебников по истории с целью выяснения, какое место в них отводится земским соборам. К сожалению, в учебниках и для школьников, и для студентов ВУЗов Земские соборы упоминаются буквально мельком, в лучшем случае в 2-3 предложениях.

Глава I. Исторические условия появления Земских соборов.

Приблизительно с половины XVI века в течение более столетия мы видим в Московском государстве учреждение, которое в исторических памятниках того времени называется «советом всея земли», «всею землею», «общим вся Руси градов людским советом», «вса земля людьми» или просто «собором». В науке же это учреждение принято называть «земским собором».
Такое значительное общественное явление, как Земские соборы, не могло появиться просто на голом месте. Для этого должны были сложиться определенные предпосылки. Отметим для начала, что Земские соборы не явились неожиданно по воле одного лица, а выработались самой жизнью. В противном случае современные им памятники не замедлили бы отметить это нововведение, чего, в самом деле, мы не видим.
Два обстоятельства должны быть взяты во внимание как условия появления Земских соборов:
а) историческая традиция вече, советов;
б) резкое обострение классовой борьбы и сложное международное положение Руси, требовавшее для правительства опоры в сословиях, но не типа вече с его правом утверждать, устанавливать, а органа совещательного.
Коротко рассмотрим первое обстоятельство - историческую традицию. Одни ученые склонны видеть начало Земских соборов в вечах, другие – в княжеских съездах, в совещаниях князя с думой, с духовными властями и «градскими людьми», в церковных соборах или в городских мирах. В средневековье Русь представляла федерацию, союз князей, оформленный договорными отношениями на правах вассалитета. Уже в это время складывается прообраз представительного органа в виде совета бояр, епископа, купцов, дворян и "все люди". Видимо, это была форма сословного представительства в противовес вечевой традиции. Летописи XIV в. говорят о княжеских съездах, собиравшихся по мере надобности.
С образованием единого государства, великокняжеские съезды отмирают. Формой междукняжеских отношений и их влияния на московского великого князя становится боярская дума. Возникшей централизованной монархии уже не требуется ни вече, ни княжеские съезды, но у нее была необходимость в своем укреплении опираться на ведущие общественные силы. Нужен был инструмент, который бы поддерживал политику власти, через который власть узнавала бы об общественных запросах и обращалась к обществу. Таким инструментом явились Земские соборы.
Взгляды современников не могли также не оказать сильного влияния на образование и историю Земских соборов. «Беседа преподобного Сергия и Германа, валаамских чудотворцев» , относящаяся ко времени после половины XVI в., настаивает на том, что царь должен управлять государством «с князи и с бояры и с прочими миряны», и «подабает с миром во всем ведати царю самому, со властьми своими, а не с иноки". По мысли «Иного сказания» , составленного после «Беседы...», вероятно, во время опричнины, духовенство должно благословить царей на созвание «единомысленного вселенского совета ... от всех градов своих и уездов градов тех», царь должен этот совет «беспрестанно держати погодно при cобя, и собя ото всяких людей и на всяк день их добра распросити царю самому о всегоднем посту и о каянии миpa сего и про всякое дело мира сего». Курбский, переписываясь с Иваном Грозным, утверждал, что царю необходимо иметь при себе «совет всенародных человек» . К сожалению, эти свидетельства сохранились от довольно позднего времени, от середины XVI в., но, несомненно, что подобные воззрения существовали в умах людей даже раньше XVI в. Эти идеи есть не что иное, как видоизменения тех взглядов дружинников древней Руси, по которым князь был обязан совещаться со своими воинами. Объединение Москвы, увеличение войск и изменение в их организации и в управлении государством – все это естественно привело к развитию этих взглядов Древней Руси в те формы, с которыми мы встречаемся с половины XVI в.
Опора на Земские соборы определялась не только исторической традицией. К земским соборам царь и правительство обращались и в силу того, что к середине XVI в. страну сотрясали серьезные социальные волнения, восстания. Боярское правление в период малолетства Ивана IV привело к ослаблению центральной власти, ухудшению положения народных масс, вызвало открытые выступления. Происходили массовые самовольные запашки земель феодалов, самовольные порубки леса, захват документов, закрепляющих крестьян за землевладельцами-феодалами. Обострилась борьба горожан против феодальных грабежей и насилия, беззаконных поборов наместников-кормленщиков, которые рассматривали город, как объект бессовестного вымогательства.
Наибольшего напряжения классовая борьба достигла в период московского восстания 1547г. непосредственным поводом к нему послужил пожар 21 июня 1547г., истребивший часть московского посада. Своим острием восстание было направлено против правительства Глинских, которых обвиняли во многих притеснениях и в поджоге Москвы. Восстание охватило и многие другие районы страны.
В обстановке широкой волны народных движений, прокатившихся по стране в середине XVI века, царь, церковные иерархи, боярская дума вынуждены были искать меры прекращения распрей между боярскими группировками и образовать правительство, способное обеспечить общегосударственные интересы.
К началу 1549 г. относится возникновение "Избранной рады", в состав которой входил любимец молодого царя Ивана Грозного Алексей Адашев. Правительство Адашева искало компромисса между отдельными прослойками феодалов, в это время и возникла идея созыва Земского собора.
« В 1549 г. Иван IV собрал совещание представителей различных областей своего царства, на котором обратился ко всем представителям с речью о примирении, осудил боярское правление, как «неправедное», и призвал к совместным действиям. Царь объявил, что отныне сам будет «судьею и обороною» для всех. Бояре в свою очередь покаялись, обещали «служити ему государю… вправду, безо всякия хитрости» и просили давать на них суд». Этот собор нередко называют Собором примирения и исторически рассматривают его как первый Земский собор – высший представительный орган при царе, на котором он мог услышать чаяния разных слоев населения и заручиться их поддержкой в разных начинаниях. Итак, появление Земских соборов было обусловлено характером общественно-исторического развития Московского государства.

Если вам понадобится курсовая по управлению персоналом, вы всегда сможете заказать или купить готовую на нашем сайте.

Оставить комментарий

  • (Не публикуется)