Владимир Высоцкий «Роман о девочках».1977 год. Не окончен. В авторской рукописи названия нет; происхождение названия неизвестно. Предположительно, название было дано, когда произведение ходило в «списках» самиздата.

Считается, что раз произведение не окончено, то понять то, что хотел выразить автор невозможно.
Однако, на мой взгляд, произведение вполне закончено. Все понять можно.
Роман собственно посвящен моральному разложению зажравшегося к тому времени СССР. Голая правда быта советской жизни без лозунгов.
Описывается духовная чернота самого казалось бы благополучного периода социализма (начало 60-х - середина 80-х). Бездуховность. Атеизм. Пьют и курят казалось бы все и везде. Да собственно именно так в тот период в СССР и было. Правда Высоцкий на первое место ставит товарный дефицит того времени (особенно импорта). Но только как материальную первопричину криминального образа жизни и мышления. В романе показано, что Вещизм (поклонение материальным ценностям) заел души не только простых людей, но и культурную элиту СССР. Зависть к быту иностранцев раздирала их души.
В романе описывается жизнь криминальной Москвы. И нам понятно, что если уж в центре столицы (Самотечная площадь) такое, то, что говорить об окраинах СССР. А рыба, как известно, «гниет с головы».
Роман писался, когда и сам Высоцкий был уже алкоголиком и наркоманом. То есть он собственно описывает отчасти и себя и свои собственные ощущения. Он ощущает себя грешником, но не знает, как ему вырваться из замкнутого круга.
При чем, главная героиня романа (Тамара) – интердевочка – валютная проститутка, она же несостоявшаяся студентка ГИТИСа. Казалось бы, человек из культурной элиты, но не тут-то было. Она выражает неизбежность своей судьбы. Она говорит, что все равно стала бы заниматься сексом. Не с тем, так с другим. А Николая она выделяет отдельно просто потому, что он первый. Она не скрывает, что их связывает в основном чистая физиология. Похоть. Она сама затрудняется назвать это чувство любовью. Разумеется, до настоящей любви, как родстве душ, здесь далеко. Она говорит, что все равно рано или поздно начала бы пить и курить, заниматься развратом. Тамара не осуждает Николая за свое моральное падение, а даже сохраняет к нему теплые чувства. При этом описывается, что в этой среде идет беспорядочная половая жизнь, которая присуща и главным героям. Ни о какой верности и речи нет. Да и между главными героями происходит секс скорее по-привычке, по-дружбе, а не по-любви.
У людей этих людей нет цели в жизни. Нет высоких идеалов. Они просто влачат свои дни в тюрьме и на воле.
Из всего культурного наследия человечества герои романа используют только блатные песни. Но что это за песни? Эмоциональные, тоскливые. Они наполнены горем разлуки и отчаянием. Герои этих песен просто жалуются на жизнь и не считают себя виновными, в том, что у них такая каторжная судьба. «Не мы такие – жизнь такая» - вот что бытует в этом криминальном мире. Исходя из воззрений человека 3-го тысячелетия нам представляется нужным сказать, что именно здесь Высоцкий (да и не он один) и ошибался. Не бытие определяет сознание, а сознание определяет бытие. Противоречие скажете вы? Нет с точки зрения теизма именно так и есть. Именно таков Закон Бога с точки зрения того, что душа человеческая вечна и существует переселение душ. И на каждое воплощение перед душой ставится главная задача: совершенствование личности. Как атеист Высоцкий не видит греховности в прелюбодеянии, воровстве, обмане, алкоголизме и наркомании, зависти.
Высоцкий показывает, что в мире, где на первом месте быт, а духовные потребности на месте последнем. Вот и главный герой начинает петь только после того как выпил. При чем, автор этих блатных песен то же алкоголик, но талантливый артист театра (тут Высоцкий собственно намекает на себя)! А главная героиня продает свое тело за импортные вещи. Кроме того, она особо и не осуждает своего первого сексуального партнера за воровство. Это как бы в порядке вещей. Так живут многие.
У героев нет ни каких жизненных перспектив, если они останутся в СССР. Водка и видимо в дальнейшем наркотики. А главному герою явно суждено быть рецидивистом. Любимого дела у него нет. Нет профессии и любимого дела и у главной героини. Правда у главной героини вроде бы все в конечном счете складывается благополучно, она выйдет за муж за немца из ФРГ. Но и тут по сути дела она останется тем, кем была и в СССР – интердевочкой, валютной проституткой. Ведь брак без любви – с точки зрения Бога – прелюбодеяние.
Таким образом, роман описывает пьяниц, бездельников, разврат - как данность, как обычную жизнь без каких либо проблесков надежды.
Духовная пустота и духовный голод этого образа жизни удовлетворяется потреблением блатных песен, рассказами о сексуальных победах и заглушаются алкоголем.
То есть Высоцкий уже ясно видит духовный закат Империи под названием СССР.

Оставить комментарий

  • (Не публикуется)